Конституционный суд Азербайджана на заседании 25 июля утвердил проект внесения изменений в Конституцию страны. Подписанный президентом АР Ильхамом Алиевым документ предусматривает внесение изменений в 29 статей Конституции.
В частности, предлагается:
— увеличить срок полномочий президента с 5 до 7 лет;
— исключить положение о том, что президентом Азербайджана может стать гражданин страны не моложе 35 лет;
— ввести посты первого вице-президента и вице-президентов, которых будет назначать сам президент. При этом, если по действующему Основному закону в случае досрочного ухода главы государства с должности до избрания преемника его полномочия выполняет премьер-министр, то, согласно предлагаемым поправкам, эти функции предусматривается передать первому вице-президенту;
— наделить президента страны правом роспуска Милли Меджлиса и объявления внеочередных выборов главы государства;
— предоставить гражданам право избираться в парламент не с 25 лет, как сейчас, а с 18.
Очевидно, что все эти и иные изменения направлены на укрепление власти алиевского клана и обеспечение нахождения Семьи у властного руля в Азербайджане, на что не преминули указать редкие не запуганные еще режимом азербайджанские комментаторы.
“Во-первых, инициатива была выдвинута без предварительного зондирования общественного мнения, как это делалось обычно. Во-вторых, представлена сразу же после заседания правительства, на котором он объявил 2016-й годом реформ. В-третьих, это было сделано в контексте последовательного давления США и союзников, требующих реформ и продвижения демократии. В-четвертых, решение принято в условиях усугубляющегося экономического кризиса”, — отмечает ИА “Туран”.
Лидер оппозиционной Партии народного фронта Азербайджана Али Керимли заявил, что главная цель изменений заключается в создании правового механизма для того, чтобы Алиев в любое время, не посоветовавшись, свободно и беспрепятственно мог передать власть одному из членов своей семьи. Муссируется вариант назначения на высокий пост супруги президента Мехрибан Алиевой с последующей передачей ей руля власти, а также подготовки базы для подрастающего Гейдара Ильхамовича.
На эту версию указывают и иностранные эксперты. “Следующие выборы намечены на 2018 год. К ним действующий глава государства подойдет уже как президент третьего срока. И решись он на участие в этой кампании, его четвертая легислатура завершится только в 2025 году. Достаточное время и для поиска преемника, и, возможно, для продолжения династии. У супругов Алиевых трое детей: две дочери, Лейла (1985 года рождения) и Арзу (1989 года рождения), а также сын Гейдар (родился в 1997 году). В 2025 году Гейдар-младший достигнет своего 28-летия. С учетом предлагаемых изменений формально он может претендовать на пост главы государства”, — пишет российский политолог Сергей Маркедонов.
Известный азербайджанский юрист и адвокат Фуад Агаев считает, что предлагаемые конституционные изменения окажут негативное влияние на обеспечение прав и свобод, на принцип разделения властей, а также ограничат народовластие. Хотя, казалось бы, о каком народовластии и свободах может идти речь в Азербайджане, где все и вся давно уже под контролем алиевского режима. Агаев обращает внимание на то, что, согласно предлагаемым поправкам, Вооруженные силы страны состоят из армии и других вооруженных формирований и что теперь президент становится главнокомандующим всех ВС, включая армию, внутренние войска, МЧС и др.
Регрессивными считает он и поправки о роспуске парламента президентом, в случае если в течение года парламент дважды выразит недоверие Кабинету министров или отклонит кандидатов в Конституционный, Верховный суды и в Центробанк. В будущем, если в парламент попадут представители оппозиции, то проправительственные депутаты смогут искусственно создать ситуацию, позволяющую президенту распустить парламент.
Недоумение эксперта вызывает и устранение 35-летнего минимального ценза для кандидата в президенты. Это означает, что даже 18-летний человек может стать президентом. А расширение срока президентских полномочий с 5 до 7 лет в условиях, когда нет ограничений на избрание главой государства одного человека, ведет страну уже к тоталитаризму, сказал Агаев.
Кроме того, президент получает право назначить внеочередные выборы главы государства, что позволяет ему в благоприятное для себя время провести выборы для собственного переизбрания или избрания поддерживаемого им кандидата.
Наиболее спорными поправками, по мнению Агаева, являются учреждение должностей первого вице-президента и вице-президентов, которые тоже назначаются и освобождаются главой государства. Получается, что на ведущие посты в государстве назначаются лица, не утвержденные (в отличие премьера и членов Конституционного суда) даже парламентом.
Между тем, как пишет азербайджанская газета “Азадлыг”, предложенные президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым конституционные изменения в конституцию стали неожиданностью для внутривластных группировок, борющихся за кресло второго лица в государстве. Раньше они боролись за пост премьер-министра, теперь пойдет борьба за должности вице-президентов. Положение о том, что в некоторых случаях вице-президент будет заменять президента, еще больше разжигает внутривластную борьбу. Некоторые группировки через своих приближенных депутатов начали даже с Ильхамом Алиевым говорить на языке ультиматума, требуя, чтобы он назвал имя кандидата на должность первого вице-президента, и они могли выразить свою позицию. “Возможно, из-за обострения борьбы за должность вице-президента или серьезных общественных протестов конституционные изменения так и останутся в виде проекта. С другой стороны, если вдруг Ильхам Алиев назовет имя этого человека, то внутривластные противоречия еще больше углубятся”, — пишет издание.
Оппозиционная “Азадлыг” полагает, что Ильхам Алиев даже не станет ждать 2018 года. По мнению издания, с одной стороны, власти Азербайджана серьезно обеспокоены событиями, происходящими в Турции и регионе, с другой — Ильхам Алиев не доверяет своей команде и, обретая максимально широкие полномочия, желает застраховать себя от возможных угроз в будущем”. По информации “Азадлыг”, спустя короткое время после референдума, который предположительно может пройти уже этой осенью, в стране будут проведены досрочные выборы президента, после которых Алиев распустит парламент и сформирует новый.
Примечательно, что, в отличие от провластных сил, оппоненты Алиева после попытки переворота в Турции ожидали, что Алиев предпримет шаги по ужесточению и без того авторитарного режима в Азербайджане. “После ужесточения режима в Турции было ожидаемым, что это повторится в Азербайджане. Но мы не думали, что вот так это все быстро произойдет”, — заявил глава партии “Мусават” Ариф Гаджилы, отметив, что основной целью конституционных изменений является расширение полномочий президентской власти и одновременное уменьшение влияния парламента и Кабинета министров.
Надо сказать, что момент для издания указа о внесении изменений в азербайджанскую конституцию Алиев подобрал почти идеально. Занятые более глобальными проблемами, включая события в Турции, внешние акторы по сей день не отреагировали на действия президента Азербайджана. Даже постоянно критикующие диктаторские замашки Алиева США и Евросоюз, которым еще большее скатывание Азербайджана к тоталитаризму вряд ли придется по нраву. Ведь еще в прошлом году Европарламент принял резолюцию с призывом ввести адресные санкции против целого ряда азербайджанских чиновников, в Конгресс США был внесен законопроект “Акта по демократии в Азербайджане”, предусматривающий введение санкций против официальных лиц Азербайджана за подавление прав и свобод граждан. В этом контексте молчание Вашингтона и Брюсселя по поводу инициативы Алиева представляется странным. Не исключено, однако, что кнут критики опустится на алиевскую голову позже, в более подходящий момент. Тем более, что закручивание гаек не является гарантией от возможной дестабилизации обстановки в условиях существующего серьезного недовольства политикой правящего режима в Азербайджане. Правда, ожидать каких-либо действенных шагов от давно разгромленной и расколотой светской оппозиции в Азербайджане не приходится. Однако свято место пусто не бывает. И оппозиционную нишу вполне могут заполнить, если не захватить, радикальные группы, в т.ч. исламистского толка. Неспроста в Азербайджане так боятся возвращения воюющих в Сирии на стороне террористов боевиков-азербайджанцев, тем более, что аппетиты “Исламского государства” по установлению халифата распространяются и на территорию Азербайджана.