Последние события в Турции, именуемые попыткой военного переворота, провалили планы сопредседателей Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию по посещению Анкары с целью информирования турецкой стороны о переговорном процессе. Американский сопредседатель МГ Джеймс Уорлик сообщил РИА Новости, что встречи международных посредников в Турции отложены и что в данный момент сопредседатели рассматривают дату следующей встречи.
Любопытно, что о намерении медиаторов посетить 18 июля Анкару сообщил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым в Баку. Заявил он об этом 15 июля. А в ночь на 16 июля в Турции начался путч.
Зачем посредникам понадобилось проводить встречу в Турции, которую Азербайджан, наверняка, прекрасно обо всем осведомляет, можно только предполагать. Хорошо, если сопредседатели преследуют цель нейтрализовать действия Анкары по обострению ситуации в зоне конфликта. Интересно, правда, по чьей инициативе и по чьему настоянию принималось подобное решение и не является ли это очередной потугой Анкары играть роль по крайней мере одной из первых скрипок в переговорном процессе. Глава МИД Турции, односторонне поддерживающей Азербайджан, заявил также, что Анкара и впредь будет поддерживать позицию Баку и что вопрос урегулирования конфликта будет обсуждаться также на встречах президентов Турции и России, глав МИД двух стран.
На этом фоне примечательным является еще одно заявление Чавушоглу. А именно — о желании Анкары сформировать два формата трехстороннего сотрудничества — Турция-Азербайджан-Россия и Азербайджан-Турция-Казахстан. Преследуемые цели, якобы, экономические. “Реализация крупных проектов в регионе, в частности, проекта “Новый Шелковый путь” позволит Азербайджану стать транзитным центром, хабом в регионе. Для реализации этих проектов Азербайджан и Турция намерены сотрудничать не только в двустороннем, но и трехстороннем формате с другими странами”, — сказал Чавушоглу, добавив, что эти возможности сейчас обсуждаются.
При этом уже после попытки переворота представители официальной Анкары заявили о желании в срочном порядке организовать встречу президентов Турции, Азербайджана и Грузии. И в ближайшее время президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прибудет в Баку, где встретится со своими азербайджанским и грузинским коллегами, заявил премьер-министр ТР Бинали Йылдырым на встрече с грузинским коллегой Георгием Квирикашвили, выразив при этом “обеспокоенность обострением ситуации в регионе, эскалацией нагорно-карабахского конфликта и участившимися террористическими атаками”. Намек, надо полагать, понятен.
А в первой декаде августа в одном из российских городов состоится встреча президентов России и Турции. Город и дата уточняются, сказал пресс-секретарь главы РФ Дмитрий Песков, опровергнув при этом информацию о том, что встреча пройдет в Баку, где 8 августа планируется трехсторонняя встреча президентов России, Азербайджана и Ирана, на которой, как было заявлено, будут обсуждаться вопросы экономического сотрудничества, а также конвенция о статусе Каспийского моря.
Нужно ли объяснять, что все эти телодвижения Анкары обусловлены сугубо политической и геополитической конъюнктурой. Апогеем в этом ряду можно назвать предложение Эрдогана о создании нового союза между Турцией, Ираном и Россией. Оно было озвучено в ходе телефонного разговора с президентом Ирана Хасаном Роухани после т.н. путча и на фоне обострения отношений Анкары с Вашингтоном, который, поддержав “демократически избранного” Эрдогана, вместе с тем отказался без веских доказательств выдать Турции проживающего в США известного религиозного деятеля Фетуллаха Гюлена, которого турецкие власти обвиняют в организации мятежа, как бы намекая при этом на “руку Белого дома” в происходящем. Более того, обеспокоенные развязанной Эрдоганом “охотой на ведьм”, многотысячными арестами в армии и в различных госструктурах, намерениями Эрдогана восстановить смертную казнь, США заявили, что Турция может потерять членство в НАТО, если не будет следовать принципам демократии после провала путча.
Судя по всему, перспективы союза между Россией, Турцией и Ираном Эрдоган будет обсуждать и с Роухани, и с Путиным. Однако для Тегерана и Москвы подобный альянс содержит огромное количество подводных камней. И дело не только в полярности преследуемых этими странами интересов на Ближнем Востоке и на Южном Кавказе. Не исключено, что претендующий на роль всетюркского султана Эрдоган разыгрывает очередную партию шантажа критически настроенного Запада в лице Вашингтона и Брюсселя. Касательно Ирана стоит напомнить о достигнутых в ходе визита Эрдогана в Эр-Рияд 28 февраля — 2 марта 2015 года договоренностях между Турцией и Саудовской Аравией, направленных на уничтожение Ирана и его союзников на Ближнем Востоке: “Режим Башара Асада хуже, чем боевики ан-Нусры и “Исламского государства” в Дамаске. А увеличивающееся влияние Ирана в регионе — опаснее, чем деятельность “Братьев-мусульман”.
В нашем же регионе Турция, декларируя дружественное отношение к России, последовательно осуществляет шаги, как минимум, ослабляющие позиции Москвы на Южном Кавказе (на это направлен формат Турция-Азербайджан-Грузия). Этих же целей Анкара будет добиваться и посредством формата Турция-Азербайджан-Казахстан уже в Центральной Азии и вообще на пространстве Евразийского экономического союза.
Думается, не без помощи Анкары Баку несколько лет назад разыграл партию по ликвидации российского военного присутствия в Азербайджане, резко взвинтив арендную плату за Габалинскую РЛС. Эрдоган прекрасно осведомлен о мечтах Москвы вернуть Баку в свое геополитическое русло и восстановить свое военное присутствие в Азербайджане. И в преддверии переговоров с Путиным Алиев (наверняка, по итогам консультаций с Эрдоганом) подписывает Указ об утверждении протоколов по передаче в использование личного состава Вооруженных сил Турецкой Республики зданий и строений в военном городке “Гызыл Шярг” и одного терминала на военном аэродроме в поселке Зейналабдин Тагиев. Министерству обороны Азербайджана поручено обеспечить выполнение данного протокола, а МИД Азербайджана — оповестить правительство Турции о том, что все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу данного протокола, Азербайджан выполнил.
СМИ, в т.ч. азербайджанские, однозначно расценили указ Алиева как “добро” на появление в Азербайджане турецкой военной базы.
Кстати, этот протокол был заключен между правительствами Азербайджана и Турции 3 июня 2016 года в Баку. Алиев подписал его спустя полтора месяца, будто выжидая подходящего момента. Примечательно также, что указ был подписан в день прибытия в Ереван делегации главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил России с целью окончательного обсуждения и подготовки к подписанию соглашения об Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных сил Армении и РФ.
Предполагается, что она, как пишет “Независимая газета”, не позволит разгореться пожару в подбрюшье России, на Южном Кавказе, где, с одной стороны, на границе стоит армия Турции — страны НАТО, с другой — Грузия, которая стремится в НАТО, с третьей — Азербайджан, “у которого с Арменией очень серьезные противоречия и напряженные отношения в связи с Нагорным Карабахом, который может вспыхнуть в любой момент”.