Утром 17 июля группа вооруженных лиц проникла на территорию полка патрульно-постовой службы Полиции РА и под угрозой насилия удерживает находящихся там людей.
Служба национальной безопасности РА распространила заявление, в котором говорится: “Группа вооруженных лиц взяла в заложники ограниченное число сотрудников полиции, требуя за них освободить Жирайра Сефиляна, арестованного около месяца назад по обвинению в организации незаконного приобретения, передачи и хранения группой лиц оружия и боеприпасов. Один полицейский погиб, двое ранены. В рамках мероприятий по пресечению и подавлению преступных действий вооруженных лиц, находящихся на незаконно изолированной территории, подразделения особого назначения освободили двух заложников. Правоохранительные органы РА полностью контролируют ситуацию и предпринимают все необходимые меры с целью достижения развязки. В то же время Служба национальной безопасности РА призывает средства массовой информации, распространяя информацию, пользоваться исключительно данными, предоставленными официальными источниками, в противном случае распространенная дезинформация будет способствовать осуществлению преступных действий и создавать опасность для жизни и здоровья людей”.
Чуть позже стало известно, что в результате нападения на территорию полка патрульно-постовой службы полиции РА группы, именующей себя “Сасна црер”, погиб полковник полиции Артур Ваноян, 1967 года рождения, прослуживший 20 лет в полиции и прошедший путь от оперуполномоченного до заместителя командира полка патрульно-постовой службы по технической части. За отличную службу удостоился около 20 поощрений. У него остались жена и трое детей. Огнестрельные ранения получили полковник полиции Арам Ованисян, подполковник полиции Грач Хостегян, младший офицер Гагик Мкртчян.
Президент Серж Саргсян провел совещание с ответственными должностными лицами правоохранной системы. Участники совещания доложили главе государства о подробностях ситуации, сложившейся в результате вооруженного нападения, и о предпринимаемых со стороны правоохранных органов мерах. Подчеркнуто, что правоохранные органы полностью контролируют ситуацию и предпринимают все необходимые меры для ее разрешения.
Между тем, для переговоров с лицами, совершившими вооруженное нападение на полк ППС и взявшими в заложники находящихся там сотрудников полиции к ним направились замначальника полиции РА Вардан Егиазарян и замначальника полиции Еревана Валерий Осипян. Естественно, они там и остались уже в качестве заложников. Один из раненых нуждался в срочной госпитализации, но вооруженная группа не позволила это сделать.
Ближе к вечеру в воскресенье СНБ распространила заявление, в котором говорится: “В рамках проходящих на данный момент переговоров представители полномочных государственных органов пытаются убедить террористов воздержаться от дальнейших, угрожающих жизни и здоровью людей, действий, освободить заложников, отложить оружие и сдаться властям без сопротивления. Находящиеся на месте происшествия подразделения спецназа продолжают оставаться в состоянии боевой готовности, однако приказов к нападению или другим активным действиям им не дано”.
Таким образом, действия вооруженных лиц СНБ квалифицировала как терроризм. В течение всего воскресного дня и в понедельник правоохранительные органы вели переговоры с террористами.
Между тем, свое отношение к происходящему высказали в беседах с журналистами известные политические деятели, высказывая точку зрения представляемых ими политических сил. Все без исключения осудили происходящее.
Политолог Александр Маркаров считает происходящее неконструктивным подходом к политическим процессам.
“Это деструктивный подход к политическим процессам, непонятно также, во имя чего они пошли на подобный шаг. Случившееся — диверсионно-террористический акт, внутреннее неповиновение и внесистемное действие, которое просто не может привести к положительному результату. Политические деятели, независимо от того, представляют они власть или оппозицию, гражданское общество — все осуждают случившееся. Учитывая отсутствие ресурса у радикальной внесистемной оппозиции, достичь сколь-либо положительного результата они не смогут”, — сказал Маркаров, добавив, что на данный момент единственная задача — погасить инцидент.
Об отсутствии у террористов поддержки как политических кругов, так и общественности показали прошедшие часы после начала инцидента. Город жил своей обычной жизнью, работали все кафе и рестораны, магазины, люди отдыхали, где хотели. Не было ни малейшей паники, хотя все, естественно, были обеспокоены судьбой заложников. Да, были перекрыты некоторые улицы, эвакуированы жильцы близлежащих домов, но это — исключительно в целях безопасности мирных жителей столицы.
Преступления никогда не пользовались поддержкой и одобрением общества. Так и на этот раз — народ не поддержал террористов, за их спиной нет сколько-нибудь серьезной и влиятельной политической силы (не считая остатков партии “Наследие”, лидер которой Раффи Ованнисян время от времени начинал заигрывать с Сефиляном, активно участвуя в малочисленных митингах последнего, ныне же вообще не напоминает о себе).
О том, что совершаемое тяжкое преступление не нашло не то что поддержки, но даже понимания народа, свидетельствует заявление заместителя начальника Полиции РА Унана Погосяна: “Заявляю, что действия носят локальный характер. Пока что ведутся переговоры. Они напали на территорию полка, будучи вооруженными: распространяют ложную информацию о том, что, якобы, захватили оружие с территории полка, однако они изначально совершили вооруженное нападение”.
Он также сообщил, что доставленные в полицию с площади Свободы лица задержаны на правовой основе и будут освобождены в определенные законом сроки.
Он сообщил, что требование вооруженной группы не изменилось: они требуют освобождения Сефиляна.
С заявлением по поводу происходящего выступил и офис защитника прав человека. “Отмечая важность свободы слова и права быть информированным, мы призываем СМИ и пользователей соцсетей, исходя из принципа уважения и соблюдения прав других людей, воздержаться от распространения непроверенной информации в столь сложной ситуации. Любое проявление или угроза насилия — это поползновения против ценностей и достойно осуждения. Подобные явления приводят к тяжелым последствиям — не только правовым, но и моральным”, — говорится в заявлении.
В связи с захватом полицейской части в Ереване возбуждено уголовное дело. Как сообщили в пресс-центре Службы национальной безопасности Армении, уголовное дело находится в производстве Следственного управления СНБ. Хотя подробности, по каким именно статьям оно расследуется, пока не сообщаются, совершенно очевидно, что в вину террористам будет вменен целый букет преступлений: убийство, покушение на убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, незаконное хранение и ношение оружия, вооруженное нападение на режимный объект, захват заложников. И все это — общественно опасным способом. То есть те же самые статьи, по которым были осуждены террористы, захватившие 27 октября 1999 года зал заседаний парламента.
Напомним, что в прошлом году возглавляемая Жирайром Сефиляном непонятная организация с весьма претенциозным названием “Учредительный парламент” со своими малочисленными сторонниками организовала автопробег в Арцах под лозунгом “Столетие без режима”. Тем, кто забыл, напомним — имелось ввиду 100-летие Геноцида армян, в поминовении которого вместе с армянами участвовало все прогрессивное человечество. А в Армении группка авантюристов во главе с Жирайром Сефиляном направилась в Арцах, за освобождение которого, кстати, боролся и сам лидер группы, чтобы устроить там хаос и заваруху, дестабилизировать ситуацию в крае, где денно и нощно звучат вражеские выстрелы, гибли и гибнут наши парни. Конечно, никакой народной поддержки они не получили и с полпути, изрядно потрепанные, вынуждены были вернуться.
Что касается так называемого “Учредительного парламента” и его лидера, то они нередко, особенно в последнее время, выступают с призывами “мобилизовать силы”, “захватывать здания” и т.д. Кричали-кричали на площади, расходились по домам, отдохнув, вновь возвращались на площадь. Никто их всерьез не принимал, повторяем, ни о какой народной поддержке не могло быть и речи. Ныне, напомним, он арестован по обвинению в незаконном хранении оружия и боеприпасов.
Если до сих пор некоторые, мягко говоря, наивные СМИ, естественно, с подачи малочисленных сторонников Сефиляна, пытались опровергнуть обвинения в адрес своего лидера, мол, они намеренно сфальсифицированы, теперь об этом молчат. Сторонники Сефиляна совершенно очевидным образом доказали, что оружие у них было (на полк ППС напали вооруженные люди), нападение в центре Еревана преследовало цель вывести из строя режимный объект, захватить оружие. Кроме того, они доказали также, что сам Сефилян является главарем террористов, еще более усугубив предъявляемые ему обвинения.
Они нанесли удар в спину государства и армянского народа в целом. В ситуации войны, когда идет переговорный процесс вокруг Карабаха, подобные шаги вредны со всех точек зрения. Эти действия ослабляют основы государства и поощряют Азербайджан в его стремлении развязать войну. И общество должно правильно оценить ситуацию и не идти на какие-то шаги, которые могут нам навредить. Нужно понять, что за этим стоит. Это, в первую очередь, направлено против народа и общества. Это не только мое мнение, но и многих аналитиков, военных экспертов, политологов. А по большому счету — подавляющего большинства народа.
Ныне же группка людей, в основном лидеры ОО, работающих на иностранные гранты, пытается вывести людей на улицы, якобы, ратуя за то, чтобы не допустить кровопролития при задержании террористов. Этого хотят избежать и правоохранительные органы, посему так долго и терпеливо цацкаются с террористами.
Не приходится сомневаться, что люди, призывающие народ на улицы, преследуют совершенно иные цели. Но напомним: каждый, кто намерен прислушаться к их призыву, пусть представит, что воскресным утром их отец, брат или дядя пошли на работу и не вернулись, погибли или были тяжело ранены, выполняя свой долг перед Родиной. И пали он не в борьбе с врагом, а от руки соотечественников, которые, кстати, в тяжелые апрельские дня, весьма возможно, как и все, призывали к сплоченности, единению перед лицом внешней опасности. Пусть те, кто насильственно захватили режимный объект, завладели оружием (говорят, там его очень много) и пытаются использовать его против соотечественников, вспомнят сотню наших молодых парней, три месяца назад, не колеблясь отдавших жизни в боях за Родину. И точно не ту Родину, судьба которой вдруг окажется в руках авантюристов.