- Вторжение в Сирию обусловлено стремлением Турции свергнуть Башара Асада
2 октября парламент Турции рассмотрел запрос премьер-министра страны Ахмеда Давутоглу на разрешение направлять за рубеж турецкие вооруженные силы, а также использовать территорию страны для пребывания иностранных войск. Проект дает разрешение вооруженным силам Турции вторгнуться в Ирак и Сирию в случае угроз со стороны Курдской рабочей партии, “Исламского государства” и других группировок. Он также дает разрешение зарубежным вооруженным силам использовать территорию Турции для проведения операций против Сирии и Ирака. Некоторые СМИ считают последний пункт крайне противоречивым, отмечая, что его цель — дать возможность Турции легально вооружать и обучать группировку, называемую “сирийской свободной армией”, после чего боевики из этой группировки могут проникать в Сирию, чтобы воевать с Асадом.
Оппозиционные партии парламента Турции выступили против данного законопроекта. Представитель главной оппозиционной Народно-республиканской партии заявил, что они выступают категорически против данного законопроекта, а партия “Националистическое движение” подчеркнула, что выражение “зарубежные силы” является крайне неопределенным и сомнительным. Депутат же от курдской Демократической партии народов Хасип Каплан отметил, что именно Турция оказывает содействие террористическим группировкам в Сирии и Ираке и что партия проголосует против законопроекта.
Однако запрос премьер-министра был обусловлен настойчивыми усилиями США добиться от стремящейся к самостоятельности Турции подключиться в создаваемой Вашингтоном международной коалиции по борьбе с действующей на территории Ирака и Сирии организации “Исламское государство“ (ИГ). Довольно долгое время Анкара, которую многие страны, в том числе США, обвиняли в пособничестве террористам ИГ, преспокойно получала от последних фактически дармовую — $25 за баррель — нефть. В сентябре США и ряд союзных стран авиаударами разрушили три нефтеперерабатывающих завода на территории Сирии, находившихся под контролем группировки “Исламское государство”, а ранее — в Ираке. Тем самым американцы не только лишали ИГ источников обогащения, но и одновременно Турцию — возможности покупать дешевую нефть.
Это, впрочем, могло стать лишь одной из причин, побуждающих Анкару присоединиться-таки к антитеррористической коалиции. Совсем недавно многие эксперты недоумевали по поводу таинственности, коей было окутано освобождение 49 турецких граждан, захваченных террористами ИГ в заложники в генеральном консульстве Турции в Мосуле на севере Ирака. Каким образом Анкаре удалось вырвать своих граждан целыми и невредимыми из рук террористов, зверски расправляющихся с заложниками из западных стран, достоверно неизвестно до сих пор. Многие полагают, что это была награда за поддержку Турцией антиасадовских сил.
Так или иначе, но после освобождения своих заложников Анкара заявила, что поддерживает авиаудары по позициям ИГ, а потом в унисон с Вашингтоном высказалась за проведение и наземной антитеррористической операции. Для успешного противодействия боевикам группировки ИГ недостаточно одних авиационных ударов, необходимо проведение наземной операции на территории Ирака и Сирии, заявил председатель Объединенного комитета начальников ВС США генерал Мартин Демпси. “Авиацию должны дополнить наземные силы, поскольку без них не может быть постоянного порядка”, — вторит ему Эрдоган. Кроме того, для Турции, по его словам, по-прежнему важна смена власти в Сирии. Несмотря на готовность воевать против ИГ, Турция будет продолжать настаивать на уходе Асада и его администрации.
Складывающаяся ситуация и двойственность позиции Турции беспокоят заведующего отделом Кавказа Института стран СНГ Владимира Евсеева. “Вначале Турция воздерживалась от участия в операции. Сейчас она начинает заявлять о готовности создания некой бесполетной зоны, что является абсолютно незаконным, о создании буферной зоны на территории Сирии, и размещает на границе с Сирией свои войска. Мы находимся в ситуации, когда вторжение турецких войск на территорию САР становится вполне возможным”, — заявил Евсеев. Он добавил, что действия США “могут быть завесой”, под которой Турция планирует активные действия, “вплоть до аннексии некоторых сирийских территорий”. Эксперт особо отметил, что и США, и Турция считают правительство президента Сирии Башара Асада нелегитимным.
Анкара же обеспокоена другим. Турция не имеет дипломатической и политической возможности не поддержать военную операцию членов коалиции против ИГ, иначе ее может постичь участь Сирии, считает директор Центра стратегических исследований Kafkassam (Анкара) Хасан Октай. “Если Турция будет сопротивляться участию в этой операции, тогда место Асада в глобальной политике займёт Эрдоган, вместо Сирии “тираном-изгоем” станет Турция, а сегодняшнюю исполнительную роль Турции в отношении Сирии возьмет на себя Иран уже в отношении Турции”, — сказал Октай РИА “Новости”.
На момент подготовки материала о решении турецких парламентариев еще не было известно. Однако Анкара на всякий случай подготовила запасной вариант. За два дня до начала обсуждений в парламенте, а именно 30 сентября, вице-премьер ТР Бюлент Арынч заявил, что Турция будет защищать от возможных атак боевиков ИГ расположенную в глубине Сирии усыпальницу Сулейман Шаха — деда основателя Османской империи Османа I, территория вокруг которого является турецким эксклавом на территории Сирии и находится под охраной турецких военнослужащих. Затем Реджеп Эрдоган заявил, что турецкая армия может быть задействована в Сирии в случае согласия международного сообщества, потом пошли сообщения о скоплении турецкой военной техники на границе с Сирией, об обстреле территории Турции со стороны Сирии и, наконец, — о захвате боевиками ИГ гробницы Сулейман Шаха и пленении двадцати турецких военнослужащих.
Повторяются, однако, турецкие стратеги. Всего полгода назад с целью создания повода для вторжения в Сирию в Анкаре строили планы по подрыву т.н. турецкой святыни — могилы Сулейман Шаха. Осуществлению этого плана помешало обнародование в соцсетях аудиозаписи секретной встречи турецких руководителей. Операция сорвалась, хотя к тому времени боевики-радикалы уже успели вторгуться в Латакию, в Кесаб.
Сегодня Анкара готова пожертвовать ради вторжения в Сирию двумя десятками своих военных, охраняющих усыпальницу Сулеймана Шаха, которая, кстати, расположена рядом с крепостью Джабер вблизи сирийского города Алеппо?..