Второго октября в городе Гюмри состоятся выборы Совета старейшин. Второй город страны будет участвовать в выборах по новому Избирательному кодексу (как и Ванадзор) — впервые мэр будет избираться не прямым голосованием населения, а, как и в Ереване, после избрания Совета старейшин команды-победители должны выдвинуть кандидатуру градоначальника. Естественно, набравшая наибольшее число голосов политическая сила возьмет на себя эту инициативу — как, собственно, и предусмотрено законом.
ГЮМРИ НУЖДАЕТСЯ В ИНВЕСТИЦИЯХ
Напомним, около 14 лет подряд городом руководил небезызвестный эксцентричный Вардан Гукасян, который частенько становился “героем” газетных публикаций не только своими высказываниями, но и криминальными разборками с участием и ближайших родственников. По стечению обстоятельств в годы его правления город, сильно пострадавший от разрушительного Спитакского землетрясения 1988 года, начал застраиваться. Но это благодаря фонду “Линси”, а также тем обстоятельствам, что страна начала подниматься на ноги, экономическая ситуация позволила вплотную заняться проблемами зоны бедствия.
Но в самом Гюмри население было не слишком информировано о таких нюансах — каким образом начали расти как грибы новостройки, друг за другом сдавались в эксплуатацию жилые дома, параллельно — стали исчезать времянки, в которых долгие годы ютились гюмрийцы. Все позитивные перемены экс-градоначальник Вардан Гукасян и его приспешники представляли как собственные заслуги, за счет чего и удалось ему почти полтора десятка лет держать город в руках, в страхе и ужасе…
Затем городским головой был избран местный предприниматель, экс-депутат НС от партии “Процветающая Армения” Самвел Баласанян. Горожане вздохнули с облегчением — мол, с криминалом покончено, теперь можно подумать о создании рабочих мест, благоустройстве города. Однако и этого не произошло. Вернее, перемены в этом плане были настолько ничтожны, что их почти и не замечали.
Частные люди не желают вкладывать инвестиции за пределами Еревана — будь то даже второй город страны. Массовая безработица не сулит особых прибылей. Государство же не имеет столько возможностей, чтобы наладить в Гюмри массовое производство (в городе не забыли еще, что на одном лишь текстильном комбинате работали 6 тысяч человек), благоустроить город, где каждый третий (по самым скромным подсчетам) на сегодняшний день не имеет работы. Отток населения из города велик даже по меркам Армении.
Люди в этом городе обижены, что государство забыло их. Второй город давно стал второстепенным. Да, люди признают, что невозможно задействовать бывшие заводы и фабрики ввиду отсутствия сырья (в былые времена оно завозилось из разных республик СССР), но ждут от государства иных выходов из ситуации. На кафе, ресторанах, магазинчиках в Гюмри много не заработаешь — это не столица. Это город, где с наступлением темноты улицы пустеют, жизнь замирает — даже уличное освещение, за исключением нескольких центральных улиц, отсутствует. Пустуют дома: многие уехали на заработки. Для сравнения скажем, что трехкомнатная квартира в Гюмри стоит всего 15 тысяч долларов, если в приличном состоянии. Многие семьи пока живут во времянках.
Много можно рассказывать о городе. Чтобы составить представление, как там живется, приведем такую деталь: каждая уважающая себя женщина непременно держит в сумочке парочку целлофановых пакетов, чтобы надеть на туфли, если пойдет дождь — без этого по улицам, особенно на окраине, не пройдешь… Да, городу предоставлен кредит в размере 23,5 млн долларов на благоустройство улиц. Но когда это будет?
Так что не надо удивляться, что город протестный. На нескольких последних общегосударственных выборах город голосовал в пользу оппозиции. Это своего рода акции протеста против безразличия, как здесь считают, властей к проблемам гюмрийцев.
РПА ПОДДЕРЖИТ БАЛАСАНЯНА
Уже несколько месяцев в прессе и политических кругах муссируются имена кандидатов на пост мэра Гюмри: депутата НС Сукиаса Аветисяна, руководителя Гюмрийской региональной структуры РПА Саака Минасяна и других. На днях же стало известно, что правящая политическая сила, РПА, составила блок с Христианско-демократическим союзом Армении (лидер которого Хосров Арутюнян ныне является депутатом НС, будучи избран по списку РПА), и предвыборный список этого блока возглавит действующий мэр Самвел Баласанян, который, в случае победы блока, после выборов Совета старейшин и будет выдвинут на пост градоначальника. Напомним, что в данный момент господин Баласанян беспартийный, долгие годы был весьма активным членом партии “Оринац еркир”, потом вступил в “Процветающую Армению”, а после известных событий 2012 года, когда лидер ППА Гагик Царукян ушел из политики, а в партии начался раскол, вместе с многими покинул ряды партии и Самвел Баласанян.
Странно, конечно, что правящая политическая сила решила выдвинуть на пост мэра Гюмри беспартийного человека. Но, как заявил республиканец Армен Ашотян, их политическая сила “сделала ставку на самого сильного и перспективного кандидата”. Сам же Баласанян в различных интервью заявляет: “Очень хорошо, что власти поддерживают человека, способного последовательно реализовывать планы”.
Что касается новосозданного предвыборного блока, то он также породил недоумение в политических кругах и прессе: сильная правящая РПА вдруг формирует блок с бездействующей партией, и к этому союзу примкнут и другие партии, и блок получит название. Какое — пока неизвестно, но последнее обстоятельство квалифицируется прессой как бегство РПА от собственного имени — якобы, оно настолько дискредитировано, что не получит на выборах голосов. Впрочем, это — лишь поверхностная оценка происшедшего. Да и неизвестно, существует ли на свете страна, где народ был бы доволен властями. На самом деле и в Гюмри, и в Ванадзоре идет апробация нового Избирательного кодекса: напомним, впервые мэры будут избираться уже избранными Советами старейшин, и для властей крайне важно, чтобы выборы эти прошли без потрясений.
“ГАЛА” РАСПЫЛИТ ПРОТЕСТНЫЕ ГОЛОСА
Определенная категория отечественных СМИ в последние дни весьма активно муссируют слухи, что действующий мэр Гюмри Самвел Баласанян, якобы, встретился с Президентом и получил от него “добро” на переизбрание главой городской администрации, обещав из своих личных средств сделать инвестиции в Гюмри. Насколько верны эти слухи — оставим на совести тиражирующих их, но гюмрийцы изрядно обрадовались: наконец, нашелся инвестор, авось, действительно что-то изменится, а то все Ереван да Ереван…
Утверждать, что широкие массы гюмрийцев против переизбрания Баласаняна, было бы неверно. Для горожан самое главное — создание рабочих мест и благоустройство города, а кто будет мэром — без разницы. Тут главное не партийная принадлежность и фамилия, а дела.
Между тем шквал критики предвыборных развитий в Гюмри со стороны некоторых СМИ (понятно, с подачи политических деятелей) доказывает, что многие уже считают Баласаняна и будущим мэром, избранным благодаря РПА. Если Баласанян повторно изберется — это будет означать победу РПА.
В нынешней же ситуации в полку ярых критиков РПА добавились и члены новосозданной партии “Гала”. Напомним, что совершенно недавно она была создана по инициативе и на базе одноименного местного телеканала. Будучи оппозиционным СМИ, она, естественно, и выступает с соответствующих позиций. Учитывая то обстоятельство, что в выборах, по всей вероятности, примет участие и представитель еще одной оппозиционной силы — “Оринац еркир”, но уже с новым именем “Армянское возрождение” (сугубо из соображений вывода на политическое поле нового имени и подготовки к грядущим парламентским выборам), можно предполагать, что “Гала”, не одержав победы, тем не менее, отберет изрядное число протестных голосов, ослабит тем самым другую оппозиционную силу. Возможно, один-два человека и будут избраны в состав Совета старейшин, но этим на данном этапе миссия “Галы” будет исчерпана. Надо быть крайне наивным — или очень захотеть прикидываться таковым, — чтобы поверить, что партия, существующая всего-то пару месяцев, способна одержать победу на каких-либо выборах. Распыление протестных голосов — испытанный метод во всем мире, а Армения исключения не составляет. А при таком раскладе победа провластных сил просто неизбежна.
Таковы развития в Гюмри на данный момент. Что будет дальше — покажет время. Хотя кто бы ни избрался мэром Гюмри, его ждет тяжелейшая работа.