Проведенные в 2014 году опросы в рамках третьей волны “Интеграционного барометра” Евразийского банка развития (ЕАБР) подтвердили выявленное в 2012-2013 годах отсутствие общей доминанты предпочтений в области экономики. Ориентация преимущественно на страны Евросоюза характерна для Грузии, Молдовы и Украины. Это именно те страны, которые подписали в июне 2014 года соглашение об ассоциации с ЕС. А вот Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан больше ориентированы на страны постсоветского пространства и внешний мир (кластер “другие страны”, куда, кстати, ориентирован и Азербайджан). В Армении, Беларуси, России и Узбекистане приоритетное направление особо не выделяется. В итоге, как в плане потребительских товаров, так и предпочтений в области привлечения инвестиций и трудовых ресурсов значения индексов по трем кластерам стран здесь являются близкими.
Само исследование вот уже третий год проводится Центром интеграционных исследований ЕАБР совместно с Международным исследовательским агентством “Евразийский монитор”. Основная цель сводится к мониторинговому изучению интеграционных предпочтений стран постсоветского пространства, в частности, СНГ и Грузии. Плюс перед экспертами стоит задача оценить внешнеполитическую, внешнеэкономическую и социокультурную ориентацию населения стран региона.
Надо сказать, что за прошедшие с момента старта исследования годы количество стран, участвующих в опросе, было разным. Так, если в 2012 году в общенациональном опросе участвовали 11 стран (10 стран СНГ и Грузия), то год спустя к проекту присоединилась двенадцатая страна — Туркменистан. Однако в нынешнем исследовании, как и в 2012 году, участвовали 11 стран, а опрос охватил более 13 тыс. людей — от одной до двух тысяч человек в каждой стране.
“Интеграционный барометр 2014” выявил в этом году рекордный рост уровня поддержки населением участия в Таможенном союзе(ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП) в Казахстане и России. За год поддержка участия ТС и ЕЭП со стороны населения Казахстана и России показала рост более 11%, составив 84% и 79% соответственно. В Беларуси участие в ТС одобряет 68% населения.
“Результаты исследования предпочтений населения стран СНГ по различным аспектам евразийской интеграции позволяют сделать вывод: идет дальнейшее оформление и кристаллизация “интеграционного ядра” Евразийского экономического союза. В целом можно сказать, что такой высокий уровень поддержки граждан евразийского проекта дает властям практически карт-бланш на дальнейшее продвижение евразийской интеграции. Сам факт того, что население внутри формирования горячо поддерживает эту инициативу, предоставляет руководствам стран возможность на реализацию серьезных шагов в этом направлении”, — прокомментировал результаты исследования директор Центра интеграционных исследований ЕАБР Евгений Винокуров в ходе прошедшего на днях видео-моста с участием Армении, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и России.
Из стран, не являющихся членами ТС и ЕЭП, наиболее высокая поддержка населением планов по присоединению к ним была зафиксирована в Таджикистане (72%) и Узбекистане (68%), что соответствует результатам 2014 года. По мнению экспертов, это является аргументом в пользу активизации интеграционного взаимодействия ЕАЭС с этими двумя странами.
Что касается Армении, то, как отметил г-н Винокуров, она является первым кандидатом на вступление в Евразийский экономический союз: соответствующий договор о ее присоединении планируется подписать 10 октября по итогам переговоров лидеров стран-участниц ЕАЭС. Как выявил новый опрос, половина населения нашей страны отдает предпочтение потребительским товарам из стран бывшего СССР, 37% — товарам из стран Евросоюза, а 29% — из других стран. При этом в прошлом году лишь 32% армян отдавали предпочтение потребительским товарам из стран бывшего СССР, тогда как 48% отдавали предпочтение товарам из стран Евросоюза и 36% — из других стран.
Кроме того, по результатам майского опроса уровень поддержки у нас выше среднего — порядка 64%, что, кстати, ниже прошлогоднего показателя на 3%. По мнению авторов доклада, 3% — допустимая норма колебаний, у которой может быть множество мелких причин.
“Отчасти это может носить конъюнктурный характер, отчасти обусловлено статистической погрешностью. Но 3% — не ключевой фактор, влияющий на общую картину. 64% в Армении — комфортный уровень общественной поддержки для принятия политических решений”, — высказал свою точку зрения г-н Винокуров.
Рост отрицательного отношения на 7% наблюдался на сей раз и в Грузии, где также снизился на 6% уровень общественной поддержки перспектив вступления страны в ТС-ЕЭП. Но при всем этом Грузия вот уже второй год подряд не перестает удивлять экспертов высоким (более чем половина населения) уровнем одобрения возможной евразийской интеграции.
А вот в Украине и Азербайджане отношение к перспективам участия в евразийской экономической интеграции стало преимущественно негативным. В Украине за год поддержка возможного присоединения к ТС снизилась с 50% до 31%, при росте отрицательного отношения к таким перспективам с 28% до 50%.
Что касается Азербайджана, то и без того низкая поддержка гипотетического вступления в ТС за год снизилась еще больше — с 37% до 22%, а негативное отношение возросло с 53% до 64%. Таким образом, как отмечают исследователи, обе страны становятся все более закрытыми по отношению к евразийскому интеграционному проекту.
В Кыргызстане, который намерен присоединиться к ЕАЭС вслед за Арменией, уровень общественной поддержки перспектив вступления в ТС и ЕЭП за год существенно снизился — с 67% до 50%, а уровень отрицательного отношения удвоился, что является тревожным сигналом. Другие результаты нашего опроса подтверждают, что в Кыргызстане наблюдается снижение интереса к региону СНГ практически по всем показателям интеграционных ориентаций населения (в экономике, политике и социо-культурной сфере), а также рост показателей автономности (когда респонденты не отдавали предпочтений каким-либо странам).
В Молдове предпочтения в сторону возможного вступления в ТС составляют 49% от общего числа опрошенных (снижение на 5%), против — 23% (рост на 7%).
В целом, для населения большинства государств региона СНГ наиболее привлекательной страной для объединения является Россия. Особенно выражено позитивное отношение к объединению с РФ в Таджикистане и Кыргызстане, где Россию выбрали более чем две трети респондентов. Положительный настрой на союз с РФ выявлен также в Армении, Беларуси, Узбекистане и Молдове. В свою очередь, россияне в качестве наиболее желательных для объединения стран назвали Беларусь и Казахстан. На объединение с Украиной сегодня позитивно настроены лишь около четверти россиян.
Важным показателем отношения к политической интеграции стран является общее отношение к перспективам взаимного сближения стран региона. По этому показателю страны могут быть разделены на несколько групп.
Доля респондентов, считающих, что в ближайшие пять лет страны бывшего СССР будут сближаться, составляет около половины населения и существенно превышает долю “интеграционных пессимистов”: в Таджикистане (51%), Узбекистане (45%), Кыргызстане (46%) и России (49%). В Беларуси (37%), Армении (27%), Грузии (29%) и Молдове (32%) число “интеграционных оптимистов” также больше, чем скептиков, но уже не столь значительно. Наконец, в Азербайджане и Украине (по 18%) доля респондентов, считающих, что страны бывшего СССР будут все больше отдаляться друг от друга, больше доли приверженцев иного мнения.
Однако по совокупности трех факторов — политика, экономика, культура — приоритетным вектором притяжения для относительного большинства стран (а именно Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, а также Армении и Беларуси) — остается постсоветское пространство, и ключевым фактором такой группировки является политический. Поддерживает развитие евразийской интеграции и население России, которое для многих стран бывшего СССР является центром притяжения, но в вопросах экономики и культуры не проявляет интереса к региону СНГ, а демонстрирует ориентацию на автономность.