“Мы никогда не обсуждали и не будем обсуждать вопрос о возможном автономном статусе Нагорного Карабаха в составе Азербайджана”, — заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян на совместной с министром иностранных дел Германии, действующим председателем ОБСЕ Франком-Вальтером Штайнмайером пресс-конференции в Ереване в ответ на просьбу прокомментировать высказывание азербайджанского президента Ильхама Алиева о том, что Нагорный Карабах “может получить особый статус, но не будет независимым” с намеком на пример Нахиджеванской Автономной Республики и что, якобы, этот вопрос обсуждался на встрече Путин-Саргсян-Алиев в Санкт-Петербурге.
Министр в этой связи напомнил о печальной судьбе некогда армянонаселенного Нахиджевана, в котором за годы азербайджанского управления не осталось ни одного армянина, а веками создававшееся армянское культурно-историческое наследие полностью уничтожено. Если Нахиджеван приводится Алиевым в качестве перспективы для Нагорного Карабаха, то это более чем наглядное доказательство того, что подобное обсуждение в процессе переговоров не могло и не будет иметь места, подчеркнул Э.Налбандян.
Глава МИД Армении подчеркнул, что важнейшей целью переговоров является исключительно мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта, в основе которого должно лежать признание и реализация права Нагорного Карабаха на самоопределение.
Министр отметил, что президенты стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ неоднократно заявляли, что окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть решен посредством свободного волеизъявления его народа, которое должно иметь международную правовую силу. “Об этом заявляет Армения, об этом заявляют страны-сопредседатели на самом высоком уровне. Кому же верить — Азербайджану или международному сообществу?” — сказал Налбандян, назвав озвучиваемые Баку утверждения надуманными версиями азербайджанских руководителей.
“После каждой встречи сопредседатели МГ ОБСЕ спрашивают, возможно ли будет уважать достигнутые договоренности. Я всегда им отвечаю: подождите, азербайджанская делегация вернется в Баку, и мы увидим, какие ложные версии она представит, после этого сделаем выводы, насколько возможно претворить в жизнь достигнутые в ходе встречи договоренности и соглашения”, — сказал министр.
Баку, по словам Налбандяна, “пытается перетянуть канат на себя”, как отметила официальный представитель МИД России Мария Захарова, или же создать в обществе впечатление, что переговоры проходят в выгодном для азербайджанской стороны русле. “Не думаю, что этот подход может быть полезен для переговорного процесса в целом”, — сказал министр.
По словам Налбандяна, для достижения подвижек в переговорном процессе необходимо неукоснительное соблюдение соглашений о прекращении огня 1994-1995 годов, которые находились в повестке встреч 16 мая в Вене и 20 июня в Санкт-Петербурге, а также внедрение механизмов расследования нарушений режима прекращения огня и расширение команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ.
“Это те вопросы, которые позволят создать благоприятные условия для продвижения переговорного процесса”, — сказал министр.
Азербайджан же и после встречи в Вене, и после трехстороннего саммита в Санкт-Петербурге сделал вид, будто подобных договоренностей достигнуто не было, а речь идет лишь о личном мнении стран-сопредседателей. Между тем, заметил Налбандян, еще на организованных президентом России в 2011 и 2012 годах армяно-азербадйжанских саммитах Армения выступила в поддержку данных предложений, а в сентябре 2015 года послы стран-сопредседателей МГ ОБСЕ подчеркнули, что Армения приняла предложения, и призвали Азербайджан последовать ее примеру. Азербайджан же, изначально отвергавший данные предложения, отверг их и в начале июня, а теперь делает вид, будто не знает, о чем идет речь, хотя еще 4 июня страны-сопредседатели сообщили, что передали главам МИД Армении и Азербайджана предложения по созданию механизмов расследования инцидентов.
Глава МИД Германии, которая, как отметил министр иностранных дел Армении, изначально поддержала предложения по внедрению механизмов расследования нарушений режима прекращения огня и расширению команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ, со своей стороны выразил обеспокоенность тем, что азербайджано-арцахский конфликт содержит в себе потенциал эскалации. По его словам, проблема Нагорного Карабаха является центральной темой его встреч в Ереване.
Франк-Вальтер Штайнмайер заметил, что с момента военных столкновений в зоне конфликта, в результате которых и армянская, и азербайджанская стороны понесли потери, прошло 2 месяца, и как сторонам, так и ОБСЕ стало очевидно, что дальнейшее сохранение статус-кво невозможно, ибо чем дольше затягивается эта ситуация, тем больше растет угроза военных действий, новой эскалации. ОБСЕ, подчеркнул он, оказывает содействие поиску долгосрочного решения проблемы, а встречи президентов Армении и Азербайджана привели к снижению напряженности на линии соприкосновения.
“Полагаю, мы на верном пути и должны сделать все, чтобы сохранить эту тенденцию и двигаться дальше. Для этого необходимы усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ и готовность сторон конфликта идти на компромиссы”, — сказал Штайнмайер.
Он выразил надежду, что полноценные переговоры начнутся уже в нынешнем году.
Апрельские события, отметил германский министр, не должны повториться. “Мы должны попытаться найти возможность обеспечить безопасность, новые точки соприкосновения для продолжения переговоров. Благодаря этому, быть может, сумеем сделать режим перемирия более стабильным, а также расширить офис личного представителя действующего председателя организации Анджея Каспшика”, — сказал Штайнмайер.
По словам действующего председателя ОБСЕ, совершающего трехдневную поездку в Ереван, Баку и Тбилиси в рамках немецкого председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, эти вопросы он обсудит в столице Азербайджана. Однако эту миссию ДП ОБСЕ трудно назвать выполнимой. Ибо невозможно договариваться с теми, кто договариваться не собирается и постоянно лжет. К примеру, свой отказ от внедрения механизмов расследования инцидентов на линии соприкосновения Ильхам Алиев объяснил тем, что на границе, мол, спокойно, соответственно нет необходимости в каком-либо оборудовании для мониторинга ситуации. Практически на следующий день сделал на своей странице в Twitter угрожающую запись о том, что произошедшее в апреле должно стать серьезным сигналом для Армении и всех тех, кто вовлечен в урегулирование конфликта. Что сие, если не угроза новой военной авантюры? Причем сделано это было в преддверии визита г-на Штайнмайера. Ему и выводы делать. Мы свои выводы сделали давно.
Статья опубликована 1 июля, 2016 14:07
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…