Официальный Баку отказался от разработки и внедрения механизмов расследования инцидентов в зоне азербайджано-арцахского конфликта.
Выступая перед военными на церемонии открытия здания для военнослужащих, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что на встрече в Санкт-Петербурге было достигнуто согласие по расширению численного состава работников офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ “максимум в 2-2,5 раза”, то есть вместо 6 человек там будут работать 12-14, а “что касается выдвинутого армянами в качестве условия вопроса применения механизма расследования инцидентов, считаю, что на данном этапе в этом нет надобности”. “Во-первых, этих механизмов не существует. Нам никто конкретно не говорит, что будут представлять из себя эти механизмы. В таком случае рассматривать сегодня этот вопрос было бы неправильно. Во-вторых, в чем заключается его смысл? Если под этим подразумевается “замораживание” конфликта и принятие каких-то дополнительных мер на линии соприкосновения, то Азербайджан, конечно, не пойдет на это. Это может быть при продолжении положительной динамики в переговорном процессе, чтобы мы увидели конкретные результаты, чтобы мы знали сроки освобождения наших территорий — в этом случае могут быть разработаны различные механизмы, лишь тогда может быть рассмотрен данный вопрос”, — заявил Алиев.
Это, без сомнения, демарш против сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые буквально парой дней ранее выступили с совместным заявлением, в котором призвали “Азербайджан и Армению убрать все оставшиеся препятствия для расширения миссии Личного представителя председателя ОБСЕ посла Анджея Каспшика”, а также к прогрессу в переговорах и предложениях по внедрению механизма расследований ОБСЕ и уважать договоренности, отраженные в соглашениях от 16 мая в Вене и 20 июня в Санкт-Петербурге. Если поначалу было непонятно, при чем тут Армения, которая изначально была заинтересована в реализации механизмов расследования инцидентов, то Алиев расставил все по местам — препятствует именно Азербайджан. Баку вообще не заинтересован ни в мирном процессе по урегулированию конфликта, ни в базовых принципах, не отражающих однозначно приоритетность принципа территориальной целостности (хотя Арцах к территориальной целостности Азербайджана совершенно не имеет никакого отношения не только в историческом, но и в правовом плане), и ратует за скорейшее начало работы над всеобъемлющим договором, который в понимании Азербайджана должен стать “урегулированием” по-азербайджанскому сценарию. В противном случае Баку грозит новой войной, демонстрацией готовности к ней стали широкомасштабные учения на полигонах близ линии соприкосновения с Арцахом и Нахиджеваном, начало которых практически совпало с днем армяно-азербайджанского саммита в Санкт-Петербурге. Кстати, обычно проводящие учения страны, представляя сценарии маневров, говорят об “условных противниках”. Баку же не скрывает, что учения эти являются подготовкой к войне с Арменией. “Сценарий прошедших крупномасштабных учений говорит о том, что операции азербайджанской армии по освобождению оккупированных территорий в будущем будут гораздо более масштабными, и, с точки зрения огневых ударов, будут в несколько раз более разрушительными”, — пишет провластная азербайджанская пресса, отмечая участие в маневрах 25 000 военнослужащих личного состава, более 300 единиц танков и боевых бронированных машин, более 100 единиц ракетных и артиллерийских установок, до 40 единиц военной авиации и более 30 систем противовоздушной обороны, соединений кораблей военно-морских сил и частей спецназначения.
Будь Баку уверен в безусловной победе в ходе военных действий, а также в том, что, начав войну, он не удостоится осуждения, а то и наказания со стороны международного сообщества, давно бы вышел из переговорного процесса. А так — приходится лавировать между мировыми державами с целью заручиться поддержкой хотя бы одной из них. Разумеется, Алиев не заинтересован в реализации механизмов расследования инцидентов, которые в определенном смысле станут и механизмом сдерживания милитаристских устремлений Баку. Более того, эти механизмы, как заметил посол Франции в Армении Жан-Франсуа Шарпантье, внедрение этих механизмов для посредников — “ключевой вопрос, который позволит укрепить доверие”, а “размещение по всей линии соприкосновения механизмов расследования позволит пролить свет и на события в ходе Четырехдневной войны, и поэтому мы будет способствовать размещению этих механизмов”.
По словам американского сопредседателя МГ Джеймса Уорлика, посредники не знают, кто именно стал инициатором возобновления военных действий в апреле с.г. “Как бы нам ни хотелось быть в состоянии определить, как именно все началось, это невозможно. У нас нет людей на линии соприкосновения и на армяно-азербайджанской границе, которые могли бы предоставить подобную оценку. Одна из мер, которую мы обсуждаем, механизмы расследования, могут помочь в определенной мере, однако очень сложно выяснить, как это произошло”, — сказал Уорлик “Голосу Америки”. По его словам, такой процесс, как внедрение механизмов расследования, нужно рассматривать в качестве условия для продолжения переговоров по карабахскому урегулированию. “Я уверен, что лишь в случае соблюдения режима прекращения огня можно вести эффективные переговоры. Обе стороны договорились о расширении миссии Минской группы ОБСЕ. На встрече в Вене по данному вопросу прозвучали определенные разногласия, однако мы должны принимать серьезные меры в этом направлении. Речь идет о предпринимаемых МГ ОБСЕ механизмах расследования инцидентов, которые будут гарантировать сохранение режима прекращения огня. В то же время важно начать стабильный переговорный процесс”, — подчеркнул Уорлик. А газету “168 жам” американский дипломат заверил, что работа по созданию механизмов расследования инцидентов ведется, и детали пока обсуждаются со сторонами.
Вряд ли обсуждаются только вопросы расширения численного состава офиса Анджея Каспшика. Тогда получается, что Алиев снова лжет, но даже в этом случае никто и не помышляет сделать хотя бы адресное внушение. В своем призыве не мешать внедрению механизмов расследования посредники вновь прибегли к паритету, ни за что ни про что поставив Армению на одну доску с Азербайджаном. И это уже стало не только дурным тоном, но и определенным подстрекательством Баку к новым военным авантюрам.
Интересно, что скажет по этому поводу прибывающий сегодня в Ереван министр иностранных дел Германии, действующий председатель ОБСЕ Франк-Вальтер Штайнмайер, до недавнего времени горячо выступавший за создание механизма расследования нарушений режима прекращения огня.