Армянские парламентарии призвали российских коллег лучше изучить биографию Гарегина Нжде, дабы понять, кем он является для армянского народа, и подготовили для них соответствующие материалы. Об этом заявил журналистам руководитель фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА) Ваграм Багдасарян, комментируя заявление официального представителя МИД России Марии Захаровой, выразившей в конце прошлой недели “удивление Москвы установкой в Ереване памятника одному из создателей “Армянского легиона” Вермахта генералу Гарегину Нжде”. Он при этом категорически отверг возможность демонтажа памятника под давлением российской стороны.
Личность Гарегина Нжде (Гарегин Тер-Арутюнян, 1886-1955гг.) столь масштабна, что достойна отдельных серьезных исследований. Выдающийся государственный деятель, мыслитель, он всю жизнь посвятил борьбе за становление Армении, за объединение армянского народа на его исторической родине в рамках единого государства. Ради этого он сражался с турками везде, где это было необходимо. В мае 1918г. Нжде сыграл ключевую роль в судьбоносном для Первой Республики Армения Караклисском сражении. А в мае 1919 года, подавив турко-большевистский мятеж, сохранил армянскую государственность. Именно благодаря Нжде и его соратникам Армении удалось сохранить Сюник (Зангезур).
В преддверии Второй мировой войны Нжде провел колоссальную работу по спасению армянских общин Восточной и Центральной Европы, поскольку немецкое руководство с подачи своих турецких друзей, учитывая участие сотен тысяч армян в войне против Рейха, склонялось к тому, чтобы причислить армян к семитским народам со всеми вытекающими отсюда последствиями. …Осужденный и обманом завлеченный в Москву Нжде был вовсе не за гипотетическое сотрудничество с немцами, а именно за свою героическую борьбу против турко-большевистских орд в Сюнике. При этом стоит отметить, что даже многие нацистские генералы после войны подпали под амнистию, а вот армянского героя она не коснулась. Да и тот факт, что дело Нжде советские чекисты окрестили “Зубр”, тоже говорит о многом. И вполне понятно, что высшей и единственной целью такого человека было освобождение и объединение Родины. И ради этой светлой и возвышенной цели Нжде был готов на все. Именно поэтому он, так же, как когда-то в Сюникских горах, не покинул Болгарию, хотя запросто мог это сделать, а продолжал искать контакта с Советами (этим он занимался еще до войны, но так и не был услышан).
“Осенью 1944 года, когда Красная армия уже находилась в Румынии, и тысячи людей, боясь политических репрессий, стали уезжать, я не покинул Болгарию, хотя у меня были идеальные возможности в любую секунду выехать в любую страну. Я остался, ибо нужно было остаться! Остался, потому что и я, подобно многим, полагал, что Красная армия двинется на Турцию и, тем самым, осуществится наша национальная мечта”, — писал он уже из советской тюрьмы”, — пишет Пандухт (voskanapat.info).
Нжде был арестован в Болгарии 12 октября 1944г. сотрудниками Главного управления контрразведки (“Смерш”) Украинского фронта. Однако решение об аресте было утверждено позже, 1 ноября 1944г. По горькой иронии судьбы 24 апреля 1948г., в день поминовения жертв Геноцида армян, решением специального совещания при Министерстве госбезопасности СССР Нжде был приговорен к 25 годам заключения по обвинению в контрреволюционной деятельности, прежде всего в участии в “антисоветском” восстании в Зангезуре и массовых убийствах коммунистов.
Сам Нжде отрицал обвинения в убийствах коммунистов, утверждая, что расстреляны были пленные турки из отряда Завал-паши, переодетые в красноармейскую форму, при том без его ведома, по инициативе местного населения. “Меня судили за Зангезурскую оборону, не имея на это ни морального, ни юридического права, так как еще в 1921г. декларацией правительства Сов. Армении я был амнистирован”, — писал он.
Гарегин Нжде не замешан ни в каких преступлениях против человечества, он не принимал участия в совершавшихся нацистской Германией деяниях подобного рода, и это подчеркивает российский историк Павел Шехтман: “Он вел национально-освободительную борьбу. Ни Нжде лично, ни армянские легионы никаких военных преступлений не совершали. Наоборот, известны случаи, когда они помогали евреям. Его осудили по резиновой 58-й статье, которая позволяла судить за любые действия, совершенные против “интересов мирового пролетариата”. С точки зрения общепринятых норм права, это был чистый беспредел”.
“Называть Гарегина Нжде нацистом ни в коем случае нельзя. Это великий деятель армянского государства и армянского народа. То, что депутаты Госдумы позволяют себе причислять его к нацистам, говорит только об их безграмотности”, — в интервью Rusarminfo сказал старший научный сотрудник Центра Кавказских исследований МГИМО Владимир Захаров. По его мнению, это — результат антиармянской пропаганды, которую ведет Азербайджан, всеми способами пытающийся переписать историю, изобретая ранее не существующие документы и перепечатывая книги.
Российский политолог Андрей Арешев на своей странице в Facebook напоминает, что межпартийное сотрудничество партии “Единая Россия” и РПА, идеологические установки которой тесно связаны с учением Гарегина Нжде, берет начало в январе 2008г. подписанием межпартийного соглашения о сотрудничестве, что в 2009г. в съезде РПА участвовали представители “ЕР”, что в декабре 2012г. в Санкт-Петербурге прошел форум “Евразийская интеграция в ХХI веке”, в рамках которого подписан протокол о сотрудничестве между “Единой Россией”, РПА, Народно-демократической партией “Нур Отан” и “Ени Азербайджан”. “Выходит, что те представители российского экспертного сообщества, которые сейчас истошно заходятся в борьбе с “армянским фашизмом”, только сейчас узрели, что Нжде сотрудничал с нацистами. Однако разве об этом не было известно ранее?.. Все это наводит на некоторые размышления, связанные не только с очевидным заказом со стороны соседней республики, но и с объективными опасениями Москвы по поводу возможной “бандеризации” Армении. Она, конечно, возможна, но не в большей степени, чем аналогичные процессы в самой России, где, наряду с “Бессмертным полком”, имеют место факты прославления Краснова, Власова и других гораздо более последовательных и убежденных прислужников гитлеризма, чем Нжде, деятельность которого в Европе в 1930-х годах была сопряжена с рядом известных обстоятельств. Напомним хотя бы, что премьер-министр Турции Исмет Иненю и глава МИД Шюкрю Сараджоглу одним из условий союза с Третьи рейхом ставили именно решение Армянского вопроса, который их предшественники так и не смогли “успешно” решить на Кавказе в предшествующий период”, — пишет Арешев.
У российского политолога Арега Галстяна по поводу “бакинских лоббистов” и постановки “проблемы” Москвой возник ряд вопросов:
“1. Если Россия против любых символов, которые связаны с фашизмом, то почему бы не поменять флаг? Разве бакинские лоббисты не знают, что бело-сине-красный флаг был символом РОА (Власовцы)?
К перечисленному можно лишь добавить тот факт, что затеянная МИД РФ с подачи апшеронских мутиловщиков “мышиная возня” вокруг памятника Нжде пришлась на период подготовки Москвой же трехсторонней встречи лидеров России, Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге. Точной даты нет, но источник в МИД РФ сообщил РИА Новости, что она запланирована на конец июня. И все эти дни Баку через своего посла в РФ заливается соловьем, выражая приверженность и верность “дружбе с Россией”, которая “призвана сыграть решающую роль в карабахском урегулировании”, для чего “должна надавить на Армению”. В эти же дни азерпроп активно распространяет материалы, призванные убедить азербайджанское общество и международное сообщество в том, что Ильхаму Алиеву “филигранной дипломатией” удалось превратить “прежде враждебную Россию, в силу характера и направленности ее военно-политического союза с враждебной Арменией, в прочного и надежного партнера”. И в Баку надеются, что планирующаяся в июне встреча Саргсян-Алиев в России может стать определяющей в плане урегулирования нагорно-карабахского конфликта, ибо “на ней должны быть определены векторы, по которым будет развиваться армяно-азербайджанский конфликт”.
Между тем, американский сопредседатель МГ ОБСЕ Джеймс Уорлик, подтвердив встречу Саргсян-Алиев в конце июня, выразил надежду на то, что стороны продолжат обсуждать договоренности, достигнутые в мае в Вене. Т.е. вопросы внедрения механизмов по снижению уровня напряженности на линии соприкосновения. Баку, судя по всему, всячески пытается увести процесс в другом направлении, втягивая в свои авантюры Москву. Так что, серьезного прогресса в Санкт-Петербурге, если встреча состоится, ожидать не приходится. На уступки в этой ситуации не пойдут ни Ереван, ни Баку. По мнению замдиректора Института Кавказа Сергея Минасяна, тогда Алиеву придется сделать достаточно серьезный и сложный выбор: “либо попытаться в этой ситуации пойти на возобновление военных действий, либо дать согласие на создание определенных международных гарантий на линии соприкосновения”.
Статья опубликована 15 июня, 2016 13:12
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…