Армянские парламентарии призвали российских коллег лучше изучить биографию Гарегина Нжде, дабы понять, кем он является для армянского народа, и подготовили для них соответствующие материалы. Об этом заявил журналистам руководитель фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА) Ваграм Багдасарян, комментируя заявление официального представителя МИД России Марии Захаровой, выразившей в конце прошлой недели “удивление Москвы установкой в Ереване памятника одному из создателей “Армянского легиона” Вермахта генералу Гарегину Нжде”. Он при этом категорически отверг возможность демонтажа памятника под давлением российской стороны.
Личность Гарегина Нжде (Гарегин Тер-Арутюнян, 1886-1955гг.) столь масштабна, что достойна отдельных серьезных исследований. Выдающийся государственный деятель, мыслитель, он всю жизнь посвятил борьбе за становление Армении, за объединение армянского народа на его исторической родине в рамках единого государства. Ради этого он сражался с турками везде, где это было необходимо. В мае 1918г. Нжде сыграл ключевую роль в судьбоносном для Первой Республики Армения Караклисском сражении. А в мае 1919 года, подавив турко-большевистский мятеж, сохранил армянскую государственность. Именно благодаря Нжде и его соратникам Армении удалось сохранить Сюник (Зангезур).
В преддверии Второй мировой войны Нжде провел колоссальную работу по спасению армянских общин Восточной и Центральной Европы, поскольку немецкое руководство с подачи своих турецких друзей, учитывая участие сотен тысяч армян в войне против Рейха, склонялось к тому, чтобы причислить армян к семитским народам со всеми вытекающими отсюда последствиями. …Осужденный и обманом завлеченный в Москву Нжде был вовсе не за гипотетическое сотрудничество с немцами, а именно за свою героическую борьбу против турко-большевистских орд в Сюнике. При этом стоит отметить, что даже многие нацистские генералы после войны подпали под амнистию, а вот армянского героя она не коснулась. Да и тот факт, что дело Нжде советские чекисты окрестили “Зубр”, тоже говорит о многом. И вполне понятно, что высшей и единственной целью такого человека было освобождение и объединение Родины. И ради этой светлой и возвышенной цели Нжде был готов на все. Именно поэтому он, так же, как когда-то в Сюникских горах, не покинул Болгарию, хотя запросто мог это сделать, а продолжал искать контакта с Советами (этим он занимался еще до войны, но так и не был услышан).
“Осенью 1944 года, когда Красная армия уже находилась в Румынии, и тысячи людей, боясь политических репрессий, стали уезжать, я не покинул Болгарию, хотя у меня были идеальные возможности в любую секунду выехать в любую страну. Я остался, ибо нужно было остаться! Остался, потому что и я, подобно многим, полагал, что Красная армия двинется на Турцию и, тем самым, осуществится наша национальная мечта”, — писал он уже из советской тюрьмы”, — пишет Пандухт (voskanapat.info).
Нжде был арестован в Болгарии 12 октября 1944г. сотрудниками Главного управления контрразведки (“Смерш”) Украинского фронта. Однако решение об аресте было утверждено позже, 1 ноября 1944г. По горькой иронии судьбы 24 апреля 1948г., в день поминовения жертв Геноцида армян, решением специального совещания при Министерстве госбезопасности СССР Нжде был приговорен к 25 годам заключения по обвинению в контрреволюционной деятельности, прежде всего в участии в “антисоветском” восстании в Зангезуре и массовых убийствах коммунистов.
Сам Нжде отрицал обвинения в убийствах коммунистов, утверждая, что расстреляны были пленные турки из отряда Завал-паши, переодетые в красноармейскую форму, при том без его ведома, по инициативе местного населения. “Меня судили за Зангезурскую оборону, не имея на это ни морального, ни юридического права, так как еще в 1921г. декларацией правительства Сов. Армении я был амнистирован”, — писал он.
Гарегин Нжде не замешан ни в каких преступлениях против человечества, он не принимал участия в совершавшихся нацистской Германией деяниях подобного рода, и это подчеркивает российский историк Павел Шехтман: “Он вел национально-освободительную борьбу. Ни Нжде лично, ни армянские легионы никаких военных преступлений не совершали. Наоборот, известны случаи, когда они помогали евреям. Его осудили по резиновой 58-й статье, которая позволяла судить за любые действия, совершенные против “интересов мирового пролетариата”. С точки зрения общепринятых норм права, это был чистый беспредел”.
“Называть Гарегина Нжде нацистом ни в коем случае нельзя. Это великий деятель армянского государства и армянского народа. То, что депутаты Госдумы позволяют себе причислять его к нацистам, говорит только об их безграмотности”, — в интервью Rusarminfo сказал старший научный сотрудник Центра Кавказских исследований МГИМО Владимир Захаров. По его мнению, это — результат антиармянской пропаганды, которую ведет Азербайджан, всеми способами пытающийся переписать историю, изобретая ранее не существующие документы и перепечатывая книги.
Российский политолог Андрей Арешев на своей странице в Facebook напоминает, что межпартийное сотрудничество партии “Единая Россия” и РПА, идеологические установки которой тесно связаны с учением Гарегина Нжде, берет начало в январе 2008г. подписанием межпартийного соглашения о сотрудничестве, что в 2009г. в съезде РПА участвовали представители “ЕР”, что в декабре 2012г. в Санкт-Петербурге прошел форум “Евразийская интеграция в ХХI веке”, в рамках которого подписан протокол о сотрудничестве между “Единой Россией”, РПА, Народно-демократической партией “Нур Отан” и “Ени Азербайджан”. “Выходит, что те представители российского экспертного сообщества, которые сейчас истошно заходятся в борьбе с “армянским фашизмом”, только сейчас узрели, что Нжде сотрудничал с нацистами. Однако разве об этом не было известно ранее?.. Все это наводит на некоторые размышления, связанные не только с очевидным заказом со стороны соседней республики, но и с объективными опасениями Москвы по поводу возможной “бандеризации” Армении. Она, конечно, возможна, но не в большей степени, чем аналогичные процессы в самой России, где, наряду с “Бессмертным полком”, имеют место факты прославления Краснова, Власова и других гораздо более последовательных и убежденных прислужников гитлеризма, чем Нжде, деятельность которого в Европе в 1930-х годах была сопряжена с рядом известных обстоятельств. Напомним хотя бы, что премьер-министр Турции Исмет Иненю и глава МИД Шюкрю Сараджоглу одним из условий союза с Третьи рейхом ставили именно решение Армянского вопроса, который их предшественники так и не смогли “успешно” решить на Кавказе в предшествующий период”, — пишет Арешев.
У российского политолога Арега Галстяна по поводу “бакинских лоббистов” и постановки “проблемы” Москвой возник ряд вопросов:
“1. Если Россия против любых символов, которые связаны с фашизмом, то почему бы не поменять флаг? Разве бакинские лоббисты не знают, что бело-сине-красный флаг был символом РОА (Власовцы)?
- Примечательно, что многие известные российские деятели состоят в клубе “Флориан Гейер”. Раз мы выступаем против любых символов, то должны знать, что один из наиболее жестоких отрядов СС носил имя Флориана Гейера. По логике пробакинских экспертов все члены этого клуба (писатели, философы, журналисты) придерживаются соответствующей идеологии?
- Одним из наиболее известных сторонников фашистской идеологии был философ Иван Ильин, чьи высказывания и труды цитируют первые лица государства. Бакинским лоббистам следует прочитать последний абзац статьи министра иностранных дел Сергея Лаврова “Историческая перспектива внешней политики России”. По логике таких “экспертов”, высокопоставленные политики не ценят победу над нацистами, используя цитаты Ильина?
- Может быть, кто-то не знает, что Армения, в отличие от Азербайджана, не объявила себя правопреемницей первой республики? То есть получается, что официальный Баку придерживается линии, которую когда-то проводил Расулзаде, сотрудничавший с нацистской Германией. Может быть, в таком случае имеет смысл полностью разорвать отношения с Азербайджаном?
- Не является ли фашизмом лоббирование интересов государства, виновного в этнических чистках, которые признаны и осуждены? Не является ли фашизмом защита интересов государства, первые лица которого официально заявляют, что их враги — армяне по всему миру? Не является ли фашизмом продвижение интересов государства, которое делает из убийцы Рамиля Сафарова (зарубил ночью топором армянского офицера Гургена Маргаряна) национального героя? Как можно называть российским политиком и экспертом того, кто не сказал ни слова о незаконной депортации из Баку гражданина России, маленького мальчика из-за его армянской фамилии?
- Знают ли такие “эксперты”, что этнический армянин Эдуардо Эрнекян возглавляет Международный Фонд Рауля Валленберга (IRWF), который ставит себе цель сохранить и распространить наследие тех, кто оказывал помощь жертвам Холокоста. Может быть, эти “эксперты” и “политики” назовут мне имя хотя бы одного азербайджанца, который задействован в подобных программах? Если эти лоббисты так ценят современный вклад в борьбу по преодолению последствий нацизма и фашизма, может быть, следует рассмотреть возможность выражения официальной благодарности господину Эрнекяну?”
К перечисленному можно лишь добавить тот факт, что затеянная МИД РФ с подачи апшеронских мутиловщиков “мышиная возня” вокруг памятника Нжде пришлась на период подготовки Москвой же трехсторонней встречи лидеров России, Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге. Точной даты нет, но источник в МИД РФ сообщил РИА Новости, что она запланирована на конец июня. И все эти дни Баку через своего посла в РФ заливается соловьем, выражая приверженность и верность “дружбе с Россией”, которая “призвана сыграть решающую роль в карабахском урегулировании”, для чего “должна надавить на Армению”. В эти же дни азерпроп активно распространяет материалы, призванные убедить азербайджанское общество и международное сообщество в том, что Ильхаму Алиеву “филигранной дипломатией” удалось превратить “прежде враждебную Россию, в силу характера и направленности ее военно-политического союза с враждебной Арменией, в прочного и надежного партнера”. И в Баку надеются, что планирующаяся в июне встреча Саргсян-Алиев в России может стать определяющей в плане урегулирования нагорно-карабахского конфликта, ибо “на ней должны быть определены векторы, по которым будет развиваться армяно-азербайджанский конфликт”.
Между тем, американский сопредседатель МГ ОБСЕ Джеймс Уорлик, подтвердив встречу Саргсян-Алиев в конце июня, выразил надежду на то, что стороны продолжат обсуждать договоренности, достигнутые в мае в Вене. Т.е. вопросы внедрения механизмов по снижению уровня напряженности на линии соприкосновения. Баку, судя по всему, всячески пытается увести процесс в другом направлении, втягивая в свои авантюры Москву. Так что, серьезного прогресса в Санкт-Петербурге, если встреча состоится, ожидать не приходится. На уступки в этой ситуации не пойдут ни Ереван, ни Баку. По мнению замдиректора Института Кавказа Сергея Минасяна, тогда Алиеву придется сделать достаточно серьезный и сложный выбор: “либо попытаться в этой ситуации пойти на возобновление военных действий, либо дать согласие на создание определенных международных гарантий на линии соприкосновения”.