Принятие германским Бундестагом резолюции о признании Геноцида армян стало крайне болезненной для Турции пощечиной. Не только потому, что ее бывший союзник (в годы Первой мировой войны) признал преступными действия тогдашнего турецкого правительства в отношении западных армян, равно как и собственное бездействие по их спасению. Помимо прочего, таким образом Берлин, казалось, загнанный в тупик организованным Турцией мигрантским цунами в Европу, продемонстрировал шантажирующей его Анкаре, что не допустит в отношении себя ультимативного тона и что у него есть рычаги противодействия эрдогановской наглости. Кроме того, как отмечают эксперты, принятие Бундестагом резолюции о признании Геноцида армян сделало еще более неопределенной и без того не радужную перспективу вступления Турции в ЕС.
Все бы ничего, если бы у Турции сохранялась возможность апеллировать к России, как она это делала раньше в периоды обострения отношений с ЕС и с Западом в целом. Нынешний кризис Турция-ЕС пришелся на период крайнего обострения также отношений Анкары с Москвой, формальный отсчет которого приходится на октябрь прошлого года, когда в воздушном пространстве Сирии турки сбили российский бомбардировщик. Тогда Анкара, которая, как ей казалось, правила мигрантский бал на европейском пространстве, не сразу осознала, чем это для нее чревато, полагая, вероятно, что ей как обычно удастся отвертеться. Однако Москва, воспринявшая произошедшее, как “удар в спину”, потребовала извинений и даже компенсации. На этом Россия настаивает и сегодня в ответ на предпринимаемые Турцией попытки вернуть былые дружественные отношения. Однако Анкара в ответ на высказывания близких и не очень к Кремлю российских экспертов, которые, отмечая, что эрдогановская Турция оказывается во все большей изоляции и что помочь ей выйти из создавшейся ситуации могла бы Россия, перед которой турецким властям “надо просто извиниться”, решила “разыграть армянскую карту”.
Если немецкую прессу, освещавшую принятие Бундестагом резолюции о признании Геноцида армян в Османской империи, Анкара обвинила в “отсутствии у СМИ Германии независимости”, приведя в качестве доводов антитурецкие заголовки в изданиях различной политической ориентации, то в ухудшении турецко-российских отношений, по логике Анкары, “виновата группа армян”, которые, согласно заявлению главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, “занимают ключевые позиции в российских СМИ”. “Армянское лобби эффективно действует в российских и оппозиционных СМИ Турции. Через прессу армяне стремятся натравить жителей России на народ его страны”, — заявил Чавушоглу в эфире телеканала TRT. Отметив, что Анкара несколько раз безрезультатно пыталась восстановить связи с Москвой, утраченные после того, как турецкие военные сбили российский бомбардировщик Су-24, он еще и посоветовал президенту России Владимиру Путину определиться, хочет ли Кремль иметь Турцию в партнерах.
“Советы” Кремлю озвучил также президент Азербайджана Ильхам Алиев. Причем сделано это было на пресс-конференции в Берлине по итогам встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель. Не стану пересказывать, точнее, тиражировать хорошо известные абсурдные высказывания азербайджанского султана по вопросу азербайджано-арцахского конфликта. А вот относительно роли России в процессе урегулирования его заявления весьма примечательны. “Россия — наш сосед, дружественная нам страна, у нас с ней конструктивные отношения в экономической сфере, сфере безопасности, между нами существуют торговые отношения. Мы ценим ее в качестве стратегического партнера.
На тот факт, что Россия продает оружие Армении, мы не реагирует аллергически. Россия — большой поставщик оружия, каждая страна может его покупать, она делает правильно. Мы не являемся единственной страной, которая покупает оружие. Мы его приобретаем также в Беларуси, Иране, Израиле, Турции. Каждая страна в сложных геополитических условиях должна суметь защитить себя. Мы оцениваем роль Российской Федерации положительно”, — заявил Алиев и добавил: “Россия должна уговорить Армению, чтобы она вернула Азербайджану территории”.
Начнем с того, что нам нечего возвращать Азербайджану, который претендует на установление своей юрисдикции над Арцахом, полное изгнание армян с издревле принадлежащей им земли и уже дважды — в 1988-1994гг., а также в начале апреля 2016г. — пытался сделать это военным путем. Оба раза армянские воины пресекали поползновения Баку, предотвращая тем самым новый геноцид армян. Причем если до 2 апреля сего года в Армении еще находились люди, считающие возможным компромисс с Азербайджаном за счет территориальных уступок, т.е. передачи противнику ряда районов вокруг бывшей НКАО, то после апрельской агрессии Баку и зверств (отрезания голов, ушей и иных варварств), учиненных азербайджанскими спецназовцами над пожилыми жителями Талиша, а также несколькими оказавшимися в их руках армянскими военнослужащими, предполагающиеся лежащими на столе переговоров Мадридскими принципами подобные компромиссы в Армении, не говоря уже об Арцахе, отвергаются практически 100-процентно. Это уже вопросы, связанные с безопасностью не только Арцаха, но и Армении, подчеркивают как армянские, так и некоторые иностранные эксперты, приводя доводы как военно-технического характера, так и геополитического в плане пантюркистских устремлений Анкары, а также турецко-российской борьбы за влияние в тюркском мире. В этом контексте в Ереване все чаще звучат призывы либо полностью отказаться от Мадридских (Казанских) принципов, либо начать выступать с инициативами по изменению заложенной в них “ущербной хронологии, логики и философии”.
Несомненно, международные посредники, т.е. страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ — Россия, США и Франция, а также член МГ и ныне председательствующая в ОБСЕ Германия это прекрасно понимают, однако продолжают настаивать на урегулировании на основе пресловутых Мадридских принципов. Так, на вышеупомянутой совместной с Алиевым пресс-конференции фрау Меркель отметила, что Германия ожидает, что азербайджано-арцахский конфликт получит дипломатическое и мирное решение на основе Мадридских принципов. “Мы хотим принять единый пакет, который шаг за шагом урегулирует этот конфликт на основе Мадридских принципов. Мы должны содействовать сопредседателям Минской группы ОБСЕ для того, чтобы этот процесс двигался вперед”, — сказала Меркель, отметив, что Германия, как страна, председательствующая в ОБСЕ, внесет свой вклад в мирное разрешение конфликта, будет использовать свои контакты, чтобы поддержать сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Возможно, у международных посредников просто нет новых идей. И армянские стороны вполне могли бы им их подкинуть, конечно же, в русле национальных и государственных интересов Арцаха и Армении. Однако не исключено, что выступающим в роли посредников в карабахском урегулировании мировым державам, которые, с одной стороны, выступают единым фронтом, а с другой — имеют разногласия и преследуют разновекторные интересы в регионе, заключенная в Мадридских принципах схема нужна как основа для ведения собственных геополитических игр. На этом, собственно, и пытаются играть Анкара и Баку, и, к сожалению, нельзя сказать, что всегда безуспешно.
В этом контексте напрягает и приводимое в СМИ высказывание Меркель о том, что напряженность в армяно-турецких отношениях ослабнет, когда решится карабахский вопрос, равно как поддержка ею идеи Анкары о создании комиссии историков по вопросу Геноцида армян. Берлину должно быть известно, что ни Ереван, ни лидеры мировых держав не склонны увязывать вопрос нормализации армяно-турецких отношений с карабахским урегулированием и что Армения не намерена идти на создание комиссии, ибо этот шаг инициирован Анкарой исключительно с целью поставить под сомнение факт Геноцида армян в Османской Турции и Западной Армении. Впрочем, со стороны Меркель это может быть реверанс Анкаре с целью смягчить вызванное принятием Бундестагом резолюции о признании Геноцида армян раздражение. В конце концов, не будем забывать, что Ангела Меркель на уровне риторики заявила о поддержке решения своих однопартийцев по данному вопросу, однако сама не принимала участия в процедуре слушания и голосования. Политолог Арег Галстян в статье “Германия и Геноцид армян: справедливость и прагматизм” (forbes.ru) указывает на важный юридический нюанс: “Бундестаг принял лишь резолюцию, но не всеобъемлющий федеральный закон. Иными словами, Меркель оставила для Турции широкое окно для восстановления политического диалога. Однако в рамках этого диалога Турция должна быть сговорчивее, учитывая то, что немецкая сторона может в дальнейшем довести дело до рассмотрения и принятия федерального закона”.
Возвращаясь к теме апелляций Анкары и Баку к Москве, заметим, что вовсе не исключено также, что вышеприведенная линия поведения в отношении России, разыгранная на прошлой неделе Чавушоглу и Алиевым, была отработана в ходе недавнего визита нового премьер-министра Турции в Баку. Чем ответит Россия?..