Тхэквондо в переводе с корейского означает “путь к совершенствованию”. Именно на эту тропу встал 22-летний Сергей Вардазарян, который недавно стал бронзовым медалистом чемпионата Европы в Швейцарии в весовой категории до 68 кг. О том, как ковалась “бронза”, спортсмен рассказал в беседе с нашим корреспондентом.
— Где и когда вы впервые приобщились к тхэквондо?
— Вообще-то, спортом занимаюсь с 6 лет. Вначале 4 года занимался гимнастикой. Затем сменил профиль и увлекся этим видом корейского боевого искусства. Начинал в Москве у известного специалиста Сергея Подпалько. На первых порах мной двигало желание стать сильным и научиться постоять за себя. Вскоре это переросло в нечто большее. А через пять лет мы с семьей вернулись в Армению, и я продолжил тренировки уже под руководством Арсена Аветисяна. За короткий срок сумел занять 5 место на молодежном чемпионате Европы, благодаря чему военную службу прошел в спортроте — не отрываясь от тренировок. Через год повторил свой результат, но на этот раз на чемпионате мира. Помню, в поединке за 3 место потерпел очень обидное поражение от довольно сильного соперника. Но это только подзадорило меня, придав новый стимул тренировкам. Я даже за свой счет поехал на турнир категории G, так как участие в турнирах важно при подготовке к чемпионатам мира и Европы.
— Спонсировали родители?
— Почему?! Сам заработал. В прошлом году поехал на турнир в Москву, а там мой первый наставник предложил остаться и потренироваться. Я сразу согласился, поскольку там часто проводятся соревнования, да и проблемы спарринга не возникает. Кстати, в этом плане в Армении нелучшие условия. А в Москве я, парралельно тренировкам, сам тренировал других. Так-то и заработал некую сумму, на которую и поехал на турнир в Хорватию. А к нынешнему чемпионату Европы меня готовил Арсен Аветисян, но был и сбор под руководством главного тренера сборной Геворга Даниеляна. Кстати, непосредственно перед европейским стартом мы выступили на международном турнире в Тегеране, где я проиграл местному спортсмену, стиль ведения борьбы которого похож на стиль азербайджанского тхэквондоиста, которого я победил на чемпионате Европы. Это произошло благодаря работе над ошибками.
— То есть на сей раз вы основательно подготовились к континентальному первенству?
— По правде говоря, этот результат обусловлен не столько подготовкой, сколько настроем. Я был воодушевлен героизмом армянских солдат во время боевых действий в начале апреля. А тренировки, я бы не сказал, что проходили на высоком уровне. В здешних условиях это невозможно даже при большом желании. Хочу еще раз выразить благодарность Подпалько. Сейчас я уезжаю в Москву, но скоро вернусь, поскольку люблю проводить лето в Армении. Я ведь родом из Агарака — Мегрийский район.
— Разительно ли отличаются тренировочные условия в Ереване и Москве?
— Прежде всего, это касается выбора спарринг-партнеров. И без того немногочисленные спортсмены вынуждены совмещать тренировки с работой или учебой. То есть профессионалами нас назвать, конечно, нельзя. Наша федерация из-за нехватки средств не в состоянии платить спортсменам, чтобы они могли полностью сконцентрироваться на тренировках. Кажется, мы уже привыкли к этому. Даже не мечтаем о том, что ситуация изменится. Я не говорю уже о том, что на турнирах после каждого боя спортсмену должен делаться массаж, чтобы он успел восстановиться, сбросить усталость. У нас нет и этого. А о коммунальных условиях спортзалов лучше промолчать. Порой мы тренируемся в физкультурном зале общеобразовательной школы, а после тренировок стремимся побыстрее добраться домой, чтобы принять душ. И в этих условиях мы хотим равняться на сильнейших мира сего? Я не представляю, как это возможно. Когда порой на соревнованиях разговариваем об этом с ребятами из других стран, они удивленно и с сочуствием смотрят на нас.
— И все же, почему именно вам не удалось пробиться в финал чемпионата Европы?
— Наверное, расслабился от осознания того, что уже обеспечил бронзовую медаль и получу первую в карьере международную награду. От радости потерял мотивацию и, как говорится, довольствовался достигнутым. В такие минуты важно, чтобы рядом был личный тренер. Только он может найти нужные слова и настроить на продолжение борьбы, поскольку знает тебя, как пять пальцев. На чемпионате Европы с нами был только главный тренер сборной Геворг Даниелян, которому я тоже благодарен.
— Можете назвать свои слабые стороны?
— Пожалуй, излишняя эмоциональность. Не могу мириться с несправедливостью, порой принимаю такие вещи слишком близко сердцу. Поэтому перед соревнованиями стараюсь отстраниться от эмоциональных ситуаций, ограничиваю круг общения.
— Каким представляете свое спортивное будущее?
— Этот успех мне очень нужен был. Он вселил в меня уверенность в возможность стать призером крупных соревнований. В то же время возросла отвтственность. Надо более серьезно подходить к тренировкам. Если армянская федерация не сможет способствовать моей полноценной подготовке, постараюсь сам создать себе условия для совершенствования мастерства. Думаю, в следующий раз не ограничусь третьим местом, постараюсь стать чемпионом. Надеюсь, тогда мой личный тренер будет рядом.